Популярные сообщения

Могилев



 материалы подготовлены учащимися 
ГУО "Гимназия № 2 г. Орши"


После изучения истории рода Огинских и жизненного пути Михаила Клеофаса их связь с Могилевщиной становится очевидной и бесспорной. Прежде всего, следует отметить, что его предки жили у восточных границ Могилевщины, исповедовали православную веру и имели типично белорусскую фамилию Глушонки. Огинскими (польск. — Огиньскими) они стали после того, как король Речи Посполитой, великий князь  литовский Александр Ягеллончик, подарил им имение Огинты.
    Одним из наиболее ранних упоминаний фамилии этого княжеского рода в связи с городом Могилевом является запись о далеком 1619 годе. В то время князь Иван Богданович Огинский был ещё верен Православной Церкви и подарил Могилевскому Православному братству участок земли, на котором в 1620 году был основан знаменитый Богоявленский Братский монастырь. Этот благородный поступок имел огромное значение для жителей города Могилева т.к. за год до этого по жалобе униатского архиепископа Иосафата (Кунцевича) польскому королю на горожан, которые не впустили его в город и угрожали расправой, были закрыты все могилевские православные церкви.
    Кроме этого, следует особо обратить внимание на то, что род Огинских издавна владел обширными имениями и земельными угодьями на Белой Руси. И многие из них находились именно на Могилевщине. Например, посёлок Белыничи, находящийся всего в 42 километрах от города Могилева. История этого местечка тесно связана с историей семьи Огинских. Долгие годы местечко Белыничи переходило от одного знатного рода к другому (в том числе Сапеги и Радзивиллов), пока в 18 веке не стало собственностью Игната и Елены (Алены) Огинских. Княгиня Алена Огинская (дочка Казимира Доминика, сына Яна Огинского) была известна в политических кругах т.к. помогала своему отцу в делах. Западные дипломаты характеризовали ее как «красивую и интеллигентную польку». Её муж Игнатий был послом Речи Посполитой, но именно княгиня Алена была дипломатом, а ее муж  выполнял функции лишь представительские. Именно Алена и Игнатий содействовали закладке костёла, который в 1761 году был освящен в честь Вознесения Божьей Матери. И именно стараниями княгини Алены сюда была возвращёна чудотворная икона Божьей Матери Белыничской, которую увезли во время войны с Россией. Эта икона  почиталась тремя конфессиями: католиками, униатами и православными.  Также в середине XVIII века здесь, в поместье Огинских, был заложен регулярный парк, который является памятником садово-паркового искусства. Часть парка можно видеть и сегодня. Таким образом, благодаря Огинским, в Великом Княжестве Литовском Белыничи стали крупным религиозным центром, за что их стали называть местным Ченстоховом. Позже Белыничи перешли по наследству Михаилу Клеофасу Огинскому.
     Другим имением, издавна принадлежавшим этому могущественному и просвещенному роду, было местечко Бобр, после второго раздела Речи Посполитой оказавшееся в составе Могилевской губернии Российской империи. Это селение было самым большим в округе и на какое-то время стало центром князей Огинских. Именно князь Игнат Огинский добился у короля Августа Третьего Магдебургского права для Бобра, радел за культурное и духовное развитие местного населения и на деньги семьи Огинских построил здесь костёл Божьей Матери.  Михаил Клеофас Огинский стал владельцем Бобра в 1803 году. Достоверно известно, что во время войны 1812 года в этом местечке располагался французский гарнизон и при отступлении, в ночь с 12 на 13 ноября, Наполеон провёл в Бобре. Затем селение было полностью сожжено.
      Кроме этих местечек, Огинские владели и  другими поместьями Беларуси, многие из которых в то время входили в состав Могилевской губернии Российской Империи, которая существовала до 1919, но сейчас являются частью Витебской области Республики Беларусь. Таковыми являлись: Бешенковичи и Сенно (принадлежало Огинским со второй половины 18 века), где Тадеуш и Ядвига Огинские построили костёл Святой Троицы (к сожалению, сейчас его можно увидеть только на старых фотографиях, т.к. в 1962 году он был взорван) и куда они позже перевезли из Италии мощи святого Фортуната. Также на деньги Огинских в этом городке был построен величественный монастырь, в котором жили 16 монахов. Древнее каменное здание до сих пор возвышается над узкими улочками и считается самым древним в Сенно. Тогда при монастыре была открыта первая в Сенно школа, где преподавали монахи-францисканцы. Помимо этого многовековая связь существует между историей рода Огинских с историей Мстиславщины, (также после первого раздела Речи Посполитой входившей в состав Могилевской губернии). Здесь на протяжении нескольких поколений Огинские занимали высшие посты. Старостами были Ян Огинский (1674-1680), Лев Казимир Огинский (1681-1697), Григорий Антоний Огинский (1706-1710) и Казимир Огинский (1710-1719). Ян Феликс Огинский (1633-1639), Мартиан Карл Огинский (1703), Станислав Огинский (1738-1740) были каштелянами. Также Ян Огинский (1672-1681) и Симон Карл Огинский (1681-1685) занимали пост мстиславского воеводы.
      Кроме всех этих интереснейших фактов, которые обозначены выше, существует ещё одно историческое событие, оказавшее значительное влияние на жизнь Михаила Клеофаса Огинского и связывающее его  с древним городом Могилевом. Удивительно то, что этот факт неизвестен очень многим и зачастую умалчивается при описании жизни и творчества Огинского. После первого раздела Речи Посполитой многие владения Огинского на Беларуси относились к Российской Империи, и, чтобы иметь права въезда на свои земли, Михаил Клеофас Огинский в июне 1791 года дал в Могилеве присягу Екатерине II. 
     Также Могилев явился свидетелем ещё одного события в жизни Михаила Клеофаса. Речь идет о знаменательной встрече Огинского с Григорием Александровичем Потемкиным. Губернаторский дом, в котором остановился Потемкин и где произошла его встречи с Огинским,  располагался в центре города на площади, носившей название Губернаторская (до 1772 года она называлась торговой). Проектировкой зданий на площади занимались известные русские архитекторы Н. А. Львов и В. П. Стасов, которые создали композицию из четырех двухэтажных зданий в стиле классицизма: губернаторский дом, здание губернского правления, дом вице-губернатора и здание, в котором находился земский суд. Этот комплекс стал первым на Белой Руси архитектурным ансамблем в стиле классицизма. Губернаторский дом находился на месте современного Вечного огня. На сегодняшний день из всего комплекса сохранилось только здание, в котором сейчас размещается областной краеведческий музей. Дом губернатора был каменным, двухэтажным, построенным в лучших традициях классицизма и поражавшим жителей тогдашнего Могилева величием. Здание отличалось симметричностью и пропорциональностью.
        

Сегодня бывшая Губернаторская площадь называется Советской. К сожалению, Советская площадь, как и весь город, пострадала во время Второй Мировой Войны. Она неоднократно находилась в зоне ожесточённых боёв за город , и её не миновали и бомбардировки, после одной из которых в 1943 году на месте дома губернатора и губернского правления остались лишь кучи обломков. Однако в городе всё же сохранились «свидетели» тех дней: улица Ленинская, являющаяся самой старой улицей в городе, может похвастаться уникальными зданиями, построенными в конце 18 – начале 20 века; здание бывшей городской управы (сейчас - Дворец гражданских обрядов); городская ратуша; дома № 3, 5/1, 5/2; дом № 7 (построен в 1790); бывший архиерейский двор; кафедральный Станиславовский костёл. Вероятно, именно по этой улице прогуливался, находясь в Могилеве, великий композитор  Михаил Огинский, любуясь прекрасными строениями в стиле классицизма. Сегодня можно смело говорить о том, что этот район является уникальным белорусским архитектурным музеем под открытым небом.  
           Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что род Огинских во многом способствовал духовному и интеллектуальному развитию населения Могилевщины. Именно выходцам из этой благородной семьи обязаны жители Могилевского края древними каменными костелами, старинными чудотворными иконами, мощами и собственно фактом существования некоторых местечек на карте Беларуси. Необходимо подчеркнуть, что влияние личности самого Михаила Клеофаса Огинского на Могилевщину и всю территорию, занимаемую современной Беларусью, невозможно переоценить. Именно ему мы обязаны духовным подъемом на белорусских землях в начале 19 века. Михаил Клеофас Огинский внёс неоценимый вклад в развитие белорусской культуры, и его наследие – наше величайшее достояние.       





Комментариев нет:

Отправить комментарий