Популярные сообщения

Прилуки



 материалы подготовлены учащимися
 ГУО "Гимназия № 24 г. Минска"

Презентация "Прилуки"
(Александр Пимов, 10 Б класс, ГУО "Гимназия 24 г. Минска")


С жизнью Михаила Клеофаса Огинского связан и дворец, расположенный в деревне Прилуки. Сейчас это практически пригород разросшегося Минска, а когда-то Прилуки были обособленным местечком, известным в письменных источниках с 1567 года. Именно тут, при так называемом «Екатерининском такте», располагалась первая почтовая станция на пути из Минска в Новогрудок. А в середине XVII века одна из владелиц поселения, Анна Статкевич (урождённая Огинская), с благословения киевского метрополита Петра Могилы основала в здешних окрестностях православный монастырь, просуществовавший до 1740 года. Новые владельцы усадьбы - Ивановские - перестроили монастырь в замок. К этому же времени относится и появление легенды о привидении, обитавшем там - истории, вдохновившей белорусско-польского поэта Антония Эдварда Одынца на создание баллады о заколдованном замке.

В 1815 году от Ивановских по женской линии Прилуки перешли к Франтишку Ошторпу, минскому губернскому маршалку шляхты, а после того, как тот утонул в Свислочи в 1851 году, к его зятю Антону Горватту. Именно Горватт и повелел перестроить "заколдованный замок" в романтический дворец неоготического стиля, заложить парк и большую оранжерею, возвести башню с часами и целый комплекс хозяйственных построек. Огромный парк условно делился на 2 части: старый итальянский и пейзажный. Особо следует отметить въездную браму. От нее к дворцу вела широкая аллея, длина которой равнялась 365 шагам. Сейчас от старой посадки сохранилось всего лишь шесть лип. 
А когда-то деревья, посаженные в метре друг от друга, смыкались кронами и превращали аллею в живой коридор. Перед самым дворцом располагалась изящная клумба с фонтаном.
В разное время в стенах усадьбы проживали представители знатных родов, среди которых было немало незаурядных личностей. В частности, тут бывал Михаил Клеофас Огинский, автор знаменитого полонеза (Прилуки принадлежали его дяде). Особый след в местной истории оставили магнаты Вишневецкие. Существует поверье, что один из владельцев здешнего поместья - Томаш Вишневецкий - коллекционировал мумии своих врагов: забальзамированные трупы с целью устрашения реальных и потенциальных соперников выставлялись в стеклянных гробах на всеобщее обозрение. 

Возможно, это всего лишь выдумка крестьян с целью выставления и без того своенравного пана еще более жестоким, тем не менее, именно при нём близ усадьбы появилась неизвестная могила. А поблизости иногда видели призрак пропавшей пани Сесилии, якобы изменившей мужу. Не «сиделось», как утверждают сказания, на том свете и Фердинанду Вишневецкому. Частенько он покидал фамильный склеп, и если двери дворца по какой-то причине были не заперты, то проникал внутрь и бродил по коридорам, пугая обитателей скрипом половиц и стуком болтающейся сабли.
В 1868 году дворец частично сгорел. Его купил граф Эмерик Гуттен-Чапский, которому также принадлежали и ближайшие фольварки – Атолино, Аннополь, Волчковичи, Скориничи, Самуэлево, Станьково.
Граф восстановил дворец в прежнем стиле неоготики. Оригинальное двухэтажное здание с низким цокольным этажом, сводчатыми перекрытиями с двуъярусными шестигранными декоративными башнями можно лицезреть и в наши дни. Внутреннее оформление дворца по меркам тех времён было сравнительно скромным, выделялся лишь красивый паркет, в парадных комнатах было много лепнины, салон украшал гарнитур в стиле Людовика XV, картины и портреты, имелась богатейшая библиотека в несколько тысяч томов, в основном на французском, немецком и английском языках.  
Во время Второй Мировой войны здесь располагался загородный дом гауляйтера Беларуси Вильгельма Кубе. После же её окончания дворцу в Прилуках в определённой степени повезло, поскольку он, в отличие от множества аналогичных памятников, избежал разрушения. В старинном имении разместился Научно-исследовательский институт охраны растений, который с тех пор и поддерживает здание и окружающие его постройки в более-менее пристойном состоянии.
 Живописные окрестности Прилук привлекают не только туристов, но и киношников.  Ещё в 1926 году режиссером Юрием Таричем здесь снимался первый белорусский национальный фильм «Лесная быль». Примечательно, что в этой киноленте самих себя сыграли былые руководители БССР:  И. Адамович, В. Кнорин и А. Червяков. Остается только пожелать, чтобы нынешнее руководство страны когда-нибудь перенаправило свой энтузиазм с возведения Ледовых дворцов и новых резиденций на восстановление памятников старины, обладающих большим туристическим потенциалом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий