материалы подготовлены учащимися
ГУО "Сновская средняя школа"
ГУО "Сновская средняя школа"
Город Слоним
возник в живописном уголке белорусской
земли, в верховьях Нёмана, на многоводной реке Щара, там, где в нее впадает
Исса. Это один из наиболее древних и красивых городов Беларуси. Расположенный в
довольно широкой долине реки, он вольно раскинулся на холмах, и сегодня
вызывает восхищение сочетанием в своём облике старины и современности.
Во второй половине 18 в., когда некогда славные греческие Афины уже утратили
статус культурной столицы, в Беларуси появились свои, «Полесские Афины».
Это Слоним, ставший знаменитым к этому времени благодаря магнату Михаилу
Казимиру Огинскому одной из культурных столиц Восточной Европы, переняв у
древних Афин все лучшее.
Детство Михаила Клеофаса Огинского прошло под неусыпным оком любимого дяди
Михаила Казимира Огинского, человека
высокообразованного, большого любителя музыки и поэзии. Он играл на нескольких
инструментах, сочинял оперы, полонезы, мазурки, песни. Михаил Огинский
оказал большое влияние на становление своего племянника как музыканта. Здесь, в
доме дяди, Михаил впервые услышал оперные и балетные спектакли польских,
французских и немецких композиторов.
В 70х годах 18 века на месте обветшавшего дворца Сапегов знаменитый дядя
создает обширный архитектурный ансамбль. В него вошли: дворец (111 комнат
и зал), оранжерея, дома для придворных и гостей, типография, театр,
хозяйственные постройки и парк.
К сожалению, дворец
исчез с лица земли. И в местном музее можно найти только фото начала XXст. Отдельно
стоит отметить театр, который приобрел широкую известность далеко за пределами
страны. Михаил
Клеофас часто приезжал в резиденцию дяди в Слониме со своим наставником
композитором Осипом Козловским, который
обучал мальчика игре на клавире и скрипке, а также теории, истории музыки и
композиции. Вместе они присутствовали на постановках театра и концертах
капеллы.
Это
было массивное прямоугольное здание с двухсветным залом и глубокой сценой с
примыкающими к ней двумя флигелями. Вероятно, зал был двухъярусным, наподобие
остальных театров в магнатских усадьбах Беларуси. Побывавшие в нем отмечали: по
роскоши и великолепию Слонимский театр мог стать гордостью любой европейской
столицы. Согласно сохранившимся описаниям, в нем было 27 лож на обоих ярусах.
Самой красивой была центральная – украшенная орнаментальным бордюром и
увенчанная картушем с королевским гербом. Через высокую дверь зритель заходил в
партер, а в обе стороны из зала шли деревянные лестницы к ложам.
Однако главным «достижением» Слонимского театра была сцена. Ее механика,
размеры и возможности просто поражали. Сцена была приспособлена для барочных
балетов и опер с сюжетами сценических превращений, в которых могли быть
задействованы сотни актеров и статистов. Большая сцена была
сконструирована по последнему слову техники и позволяла воплощать самые сложные
спектакли и балетные постановки, театрализованные конные баталии и водные
феерии. Значительная часть сцены затоплялась водой из соседнего пруда и перед
зрителями плавали настоящие, а не бутафорские лодки. Предусматривались даже
фонтаны с подсветкой бенгальскими огнями. Для создания подобных чудес
приглашались известные мастера из-за границы.
В театре работали профессиональные белорусские, польские, немецкие, итальянские
оперные и драматические актеры, художники, крепостной хор и балет. Театр имел
свои филиалы в Телеханах и в Сельцах. Собрание нот произведений, исполнявшихся
на сцене театра, включало 60 опер, 18 балетов, 3 музыкальных комедии, 253
симфонии и более 460 других музыкальных произведений.
Театр Огинского находился на Оперной улице. Но, к большому сожалению, это
здание не сохранилось, но ведется реконструкция. В Слониме есть Оперная
улица - названия такого не имеет ни один город в мире. И тот, кто посетит
Слоним, может пройтись по ней, представляя, как когда-то спешили здесь артисты
в прославленный в Европе свой родной театр.
Комментариев нет:
Отправить комментарий